На стараницу "Для военнослужащих"

http://trof-av.narod.ru

О СЛУЖЕБНОЙ ЖИЛПЛОЩАДИ "СЛУЖИВЫХ" ЛЮДЕЙ

 А.В. Кудашкин, доктор юридических наук, профессор Военного университета

"Военное право"

 Служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых (служебных) отношений должны проживать по месту работы иди вблизи от него. Служебные жилые по­мещения предоставляются гражданам в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным предприятием либо государственным или муници­пальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с избранием на выборные должности в органы госу­дарственной власти или органы местного самоуправления, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или на государственную должность субъекта Российской Федерации (ст. 93 ЖК РФ).

В качестве служебных используются жилые дома, жи­лые помещения государственного и муниципального жи­лищных фондов. Включение жилых помещений в число служебных и исключение из их числа осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управле­ние государственным или муниципальным жилищным фондом (ст. 92 ЖК РФ). К категории служебных должны быть отнесены только свободные жилые помещения. Под служебные жилые помещения выделяются отдельные квартиры. I. ст. 104 ЖК РФ).

ЖК РФ, в отличие от ЖК РСФСР не предусматривает возможности включения жилого помещения в доме жилищно-строительного (жилищного) кооператива в число служебных (ранее это было возможно только с согласия общего собрания членов кооператива).

Категории граждан, которым предоставляются служеб­ные жилые помещения, устанавливаются:

1) органом государственной власти Российской Феде­рации в жилищном фонде Российской Федерации;

2) органом государственной власти субъекта Россий­ской Федерации в жилищном фонде субъекта Российской Федерации;

3)  органом местного самоуправления в муниципаль­ном жилищном фонде (п. 2 ст. 104 ЖК РФ).

В связи с принятием Федерального закона от 22 авгус­та 2004 г. № 122-ФЗ с 1 января 2005 г. все военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей на время службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями (а на первые пять лет военной службы военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исклю­чением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), также могут предоставляться и общежития).

Предоставление служебного жилого помещения не преследует цели создания надлежащих жилищно-бытовых условий для выполнения трудовых или служебных обязанностей гражданами. В то же время военнослужа­щим, обеспечиваемым служебными жилыми помещени­ями на весь срок военной службы, они могут предостав­ляться и для улучшения их жилищных условий.

Таким образом, нормативно выделены следующие юридические признаки служебного жилого помещения:

- назначение помещения;

-  заселение определенным кругом лиц (в том числе военнослужащими);

- как правило, нахождение жилого помещения в служебном здании, вблизи предприятия или организации (на территории военного городка или в непосредственной близости от него);

-  включение помещения в число служебных решением органа, осуществляющего управление государствен­ным или муниципальным жилищным фондом.

ЖК РФ определяет порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими.

Служебное жилое помещение предоставляется гражданам, не обеспеченным жильем в данном населенном пункте. Жилое помещение, отнесенное к категории служебного, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Решение о предоставлении служебного жилого помещения является основанием для заключения договора найма служебного жилого помещения (ст.ст. 99, 100 ЖК  РФ).

После вынесения решения о предоставлении служеб­ного жилого помещения ордер на него не оформляется, т. е. не применяются нормы разд. VII Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335, регулировавших эти отношения.

С гражданином, которому предоставлено служебное жилое помещение, заключается договор найма. По договору найма служебного жилого помещения одна сторона - наймодатель (орган государственной власти либо орган местного самоуправления либо государственное унитарное предприятие, государственное или муниципаль­ное учреждение, за которыми на праве хозяйственного ведения или оперативного управления закреплено служеб­ное жилое помещение) обязуется передать другой стороне - нанимателю (гражданину) служебное жилое поме­щение за плату во владение и пользование для временно­го проживания в нем. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на выборной должности. В договоре найма служебного жилого помещения определяются предмет договора, права и обя­занности сторон по пользованию служебным жилым по­мещением. В договор найма служебного жилого помещения включаются члены семьи нанимателя.

Размер, порядок и срок внесения платы за пользова­ние служебным жилым помещением и коммунальные ус­луг в договоре найма служебного жилого помещения ус­танавливаются в соответствии с требованиями, предус­мотренными для договора социального найма жилого помещения. Типовой договор найма служебного жило­го помещения утверждается Правительством Российской Федерации (ст. 100 ЖК РФ).

Договор найма служебного жилого помещения заключается в письменной форме (ст. 100 ЖК РФ).

Законодательством установлены особые правила пользования служебными жилыми помещениями. К пользованию служебными жилыми помещениями применяются лишь некоторые правила о договоре найма жилого помещения, установленные ЖК РФ и другими актами жилищного законодательства.

Вышесказанное означает, что правовое положение лиц, проживающих в служебных жилых помещениях, суще­ственно отличается от положения лиц, пользующихся жилым помещением в соответствии с договором соци­аль��ого найма жилого помещения. Члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобре­тают самостоятельного права пользования этим помещением. Их права являются производными от права лица, которое получило служебное жилое помещение в связи с трудовыми отношениями. Они вправе пользоваться по­мещением наравне с последним до тех пор, пока работ­ник не утратил трудовой связи с организацией, предоста­вившей это помещение (кроме случаев, указанных в за­коне). Лица, проживающие в служебных жилых помеще­ниях, не обладают рядом правомочий, которые предостав­лены гражданам, пользующимся помещением в домах государственного и общественного жилищных фондов по договору найма. Так, граждане, проживающие в служеб­ных жилых помещениях, не вправе сдавать эти помеще­ния в аренду, поднаем, обменивать (в том числе на слу­жебное) (ст. 100 ЖК РФ), бронировать, изменять договор найма служебного жилого помещения по требованию членов семьи нанимателя. Служебные жилые помещения не подлежат разделу.

Согласно Закону РСФСР «О приватизации жилищно­го фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. № 1541-1 (с изменениями и дополнениями) гражданам, проживающим в.служебных жилых помещениях, запре­щено их приватизировать, за исключением служебных жилых помещений совхозов и других сельскохозяйствен­ных предприятий, к ним приравненных (ст. 4).

Военнослужащие относятся к той категории российских граждан, которые обеспечиваются на время службы служебными жилыми помещениями.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» установлены категории военнослужащих, которые обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы (п. 1 ст. 15). К таким категориям относятся:

военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;

офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохожде­нии военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;

прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солда­ты и матросы, являющиеся гражданами, поступившими на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» установлено, что «служебные жилые помещения предо­ставляются на весь срок военной службы в закрытых во­енных городках гражданам, проходящим военную служ­бу по контракту, и членам их семей, проживающим в за­крытых военных городках» (абз. 8 п. 1 ст. 15).

Поскольку, как было указано ранее, согласно Федераль­ному закону «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» сохраняется прежний порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, ранее (до введения в действие ЖК РФ - 1 марта 2005 г.) принятых на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), постольку из этого сле­дует, что в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» не на весь, а на определенный срок служебные жилые помещения предоставляются следую­щим военнослужащим:

-  заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионально­го образования), - на первые пять лет военной службы (п. 1 ст. 15);

- проходящим военную службу по контракту, и чле­нам их семей, прибывшим на новое место военной служ­бы военнослужащих - граждан Российской Федерации, - до получения жилых помещений по нормам, установ­ленным федеральными законами и иными нормативны­ми правовыми актами Российской Федерации (п. 3 ст. 15);

- проходящим военную службу по контракту, имею­щим в собственности индивидуальные жилые дома (квар­тиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жи­тельства до поступления на военную службу или брони­руются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность совместно с проживающими с ними членами их семей - на период военной службы в данной местности (п. 4 ст. 15).

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в двух последних случаях вышеназванный Закон обя­зывает предоставлять указанным в них гражданам служебные жилые помещения, годные для временного про­живания, тем самым введя в оборот новую разновидность жилого помещения, не известную ни науке жилищного права; ни практике жилищных правоотношений, в том числе с участием военнослужащих. Можно только дога­дываться, что имел в виду законодатель, когда вводил в оборот новое понятие: переоборудованные казарменные жилые помещения, приспособленные для временного проживания военнослужащих с семьями, каюты на ко­раблях и судах или что-то другое. Без определения стату­са указанных жилых помещений (порядка их образования, заселения, пользования и т. д.) данная норма Закона не может быть применена, тем самым вышеперечислен­ные лица лишаются возможности реализовать право на жилище в указанной форме.

Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» Правительству Российской Федерации было поручено разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилы­ми помещениями и с 1 января 1997 г. начать формирование служебного жилищного фонда для военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках.

Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 752-р.

В указанный Перечень вносились изменения и дополнения следующими распоряжениями Правительства Рос­сийской Федерации:

от 2 августа 2001 г. № 1035-р;

от 9 ноября 2001 г. № 1484-р;

от 18 января 2002 г. № 42-р;

от 9 июля 2002 г. № 940-р;

от 6 февраля 2003 г. № 147-р;

от 21 марта 2003 г. № 365-р;

от б мая 2003 г. № 563-р;

от 6 декабря 2003 г. № 1791-р;

от 12 мая 2004 г. №-622-р.

Как правило, предоставление служебного жилого помещения не преследует цели улучшения жилищных условий его пользователей; а предназначено создать надле­жащие жилищно-бытовые условия для выполнения слу­жебных обязанностей граждан. Указанное положение применительно к военнослужащим справедливо только по отношению к тем из них, которые обеспечиваются служебными жилыми помещениями не на весь срок во­енной службы. Предоставление указанных жилых поме­щений военнослужащим и членам их семей обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилы­ми помещениями, может осуществляться также в поряд­ке улучшения жилищных условии (абз. 15 п. 1 ст. 15 Фе­дерального закона «О статусе военнослужащих»). Как следует из п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жи­лыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, одним из случаев снятия военнослужащих с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) является получение по установленным нормам служебного жилого помещения.

Жилое помещение включается в число служебных не распоряжением командира, а решением органа, осуще­ствляющего управление государственным или муници­пальным жилищным фондом. В то же время, по нашему мнению, представляется целесообразным установление порядка включения в число служебных жилых помеще­ний, пригодных для временного проживания, решением органов военного управления и воинских должностных лиц (начальниками гар��изонов и квартирно-эксплуатационных органов).

С принятием и введением в действие ЖК РФ отменяется выдача ордеров на служебное жилое помещение, а также вселение на их основании в служебное жилое по­мещение. Вместо этого с гражданами, которым предо­ставлено служебное жилое помещение, заключается до­говор найма, который является основанием для вселения. С учетом этого с 1 марта 2005 г.- не должен применяться порядок, согласно которому КЭЧ района выдает ордера на жилые помещения, в том числе на служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, находя­щиеся в закрытых военных городках (п. 40 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. № 80).

Военнослужащие, имеющие право на получение слу­жебных жилых помещений, учитываются в общей очере­ди лиц, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий (п. 25 Инструкции).

По нашему мнению, как договор найма служебного жилого помещения (ст. 100 ЖК РФ), так и жилищный договор, заключаемый с военнослужащими, являются разновидностями договора социального найма, что обус­ловливает применение некоторых норм ЖК РФ, регули­рующих порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма. В частности, речь идет о предоставлении их в порядке очередности (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).

Поскольку для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечение служебными жилыми помещениями является формой их жилищного обеспече­ния на время военной службы (т. е. в течение длительно­го периода времени), постольку они должны предостав­ляться в порядке очереди.

Военнослужащие, проходящие военную службу по кон­тракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещения­ми в соответствии с нормами, установленными федераль­ными законами и иными нормативными правовыми ак­тами Российской Федерации.

Военнослужащие, имеющие право на получение служебных жилых помещений, заключают жилищный дого­вор с Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), который является разновидностью договора най­ма служебного жилого помещения, заключаемого на 'все время работы нанимателя, в связи с которой ему предо­ставлено это помещение (ст. 100 ЖК РФ). В указанном договоре определяется порядок предоставления служеб­ного жилого помещения, его содержания и освобожде­ния. Условия и порядок заключения жилищного договора определяются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослу­жащих»).

Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. №487.

Жилищный договор является разновидностью догово­ра найма жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фондов социального использования. Жилищный договор заключается с военнослужащими, имеющими право на обеспечение служебными жилыми помещениями. Договор заключается по типовой форме, прилагаемой к вышеназванному Положению, т. е. он не может быть произвольно изменен по усмотрению сторон.

Заключение жилищного договора является, с одной стороны, обязанностью командира (начальника) воинской части, с другой - субъективным правом военнослужащего, вытекающим из Федерального закона «О статусе военнослужащих». Отказ командира (начальника) воинской части заключить жилищный договор с военнослужащим, имеющим право на служебное жилое помещения, может быть оспорен в суде!

Сторонами договора являются Министерство оборо­ны Российской Федерации или иной федеральный орган исполнительной власти, в котором законом предусмот­рена «военная служба». От имени указанных органов жилищный договор заключают командиры (начальники) воинских частей. Понятие "воинская часть" по смыслу вышеназванного Положения является родовым, включа­ющим в себя также органы военного управления соеди­нений и объединений, другие военные учреждения, в том числе профессионального образования, военные предпри­ятия и др. Другой стороной договора является военно­служащий, проходящий военную службу по контракту.

Служебные жилые помещения предоставляются воен­нослужащему и членам его семьи по нормам и в порядке, предусмотренным законами и иными нормативными пра­вовыми актами, с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Жилищный договор, заключаемый с военнослужащим, является срочным. В отличие от договора найма служеб­ного жилого помещения, заключаемого в соответствии с п. 1 ст. 100 ЖК РФ на все время работы (исполнения служебных обязанностей) нанимателя, срок действия жилищ­ного договора ограничивается:

- сроком действия контракта о прохождении военной службы;

- сроком военной службы офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Рос­сийской Федерации.

Срок действия жилищного договора пресекательный, т. е. он прекращает свое действие при окончании срока действия контракта о прохождении военной службы во­еннослужащими или увольнении с военной службы по призыву - для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федера­ции, за исключением некоторых случаев, указанных в вышеназванном Положении.

В случае заключения военнослужащими новых кон­трактов о прохождении военной службы командиры (на­чальники) воинских частей обязаны заключить с этим военнослужащими новые жилищные договоры на усло­виях не хуже условий предыдущих жилищных договоров. Условия жилищного договора с учетом того, что он заключается по типовой форме, включают размеры служеб­ного жилого помещения и его благоустроенность (в том числе наличие коммунальных удобств применительно к населенному пункту, в котором дислоцирована воинская часть, или месту жительства) и т. д.

Поскольку жилищный договор заключается от имени Министерства обороны Российской Федерации или дру­гого федерального органа исполнительной власти, постольку при направлении военнослужащего к новому месту службы жилищный договор сохраняет свое действие до его прекращения или расторжения. Последующий дого­вор также заключается от имени соответствующего феде­рального органа исполнительной власти, в котором проходит военную службу военнослужащий, но в лице коман­дира (начальника) воинской части нового места службы.

В случае перевода военнослужащего из одного феде­рального органа исполнительной власти в другой для дальнейшего прохождения военной службы жилищный договор расторгается, так как прекращает свое действие контракт о прохождении военной службы, заключаемый с соответствующим федеральным органом исполнитель­ной власти, одновременно являющимся стороной жилищ­ного договора. Обязанность по заключению жилищного договора возникает у федерального органа исполнитель­ной власти, в который был переведен военнослужащий.

До получения служебных жилых помещений по ново­му месту службы военнослужащим и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития. При отсутствии по новому месту военной служ­бы жилых помещений, годных для временного проживания или общежитий воинская часть арендует жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов семей или по желанию во­еннослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения.

Таким образом, выбор формы решения жилищной про­блемы военнослужащего зависит от него. Как правило, в указанных случаях воинская часть обязана арендовать жилые помещения для временного проживания военно­служащих. Отказ командования от исполнения этой обязаннос��и может быть оспорен в судебном порядке.

Жилищный договор может быть прекращен или расторгнут по основаниям, предусмотренным законодатель­ством Российской Федерации и указанным Положением

Жилищный договор прекращает свое действие по окончании срока, на который он заключен (п. 4 Положения и п. 1 Жилищного договора).

В одностороннем порядке жилищный договор может быть расторгнут по заявлению военнослужащего, т. е. при отпадении надобности в служебном жилом помещении ему предоставлена возможность односторонними дейст­виями отказаться от своего права. При этом в соответст­вии со ст. 83 ЖК РФ требуется согласие членов его се­мьи, поскольку к жилищному договору, являющемуся разновидностью договора найма служебного жилого по­мещения, применяются правила пользования жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социаль­ного найма.

Жилищный договор расторгается также в случаях досрочного увольнения военнослужащего с военной служ­бы или обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по установленным нормам. В то же время он продолжает действовать в пределах срока, на который заключен, в отношении граждан, досрочно уволенных с военной служ­бы, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более (в календарном исчислении), а также уволенных по достижении ими предельного возраста пре­бывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и бо­лее (в календарном исчислении).

Предоставление жилых помещений, отвечающих ука­занным условиям, членам семьи военнослужащего с включением их в договор социального найма также вле­чет расторжение жилищного договора. В случае приоб­ретения членами семьи военнослужащего жилья в собст­венность по месту прохождения им службы жилищный договор не прекращает свое действие, а конкретное слу­жебное жилое помещение должно предоставляться с уче­том обеспеченности членов семьи постоянным жильем, отвечающим установленным требованиям.

Порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими определен гл. 9 ЖК РФ. Заключается письменный договор найма служебного жилого по­мещения. К пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила чч. 2 - 4 ст. 31, ст. 65, чч. 3 и 4 ст. 67 ЖК РФ

Основанием заключения жилищного договора является приобретение гражданином статуса военнослужащего и его соответствие вышеуказанным условиям.

Жилищный договор не предусматривает предоставление военнослужащему конкретного служебного жилого помещения. Он регулирует отношения сторон по реали­зации права на жилище указанных лиц посредством обес­печения их служебными жилыми помещениями, пользо­ванию ими, а в случае невозможности их предоставле­ния - способы решения жилищных проблем, предусмот­ренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Жилищный договор предшествует предоставлению военнослужащему и членам его семьи конкретного слу­жебного жилого помещения.

Военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служеб­ными жилыми помещениями, по достижении общей про­должительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состо­янию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными за­конами и иными нормативными правовыми актами.

Иные категории военнослужащих, не указанные выше, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом ст.ст. 101 - 103 ЖК РФ, а в случае отказа от освобожде­ния они выселяются.

Выселение из служебных жилых помещений произво­дится в судебном порядке. В соответствии с постановле­нием Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами жилищного законодательства» от 3 ап­реля 1987 г. № 2 при рассмотрении исков о выселении из служебных жилых помещений без предоставления дру­гого жилого помещения судам необходимо проверить, включено ли в установленном порядке это помещение в число служебных, относится ли ответчик к категории ра­ботников, которым в связи с характером трудовых отно­шений могут быть предоставлены служебные жилые по­мещения.

Не могут быть выселены из служебных жилых поме­щений без предоставления другого жилого помещения согласно ст. 103 ЖК РФ:

1)  члены семей военнослужащих, должностных лиц, . сотрудников органов внутренних дел, органов федераль­ной службы безопасности, таможенных органов Россий­ской Федерации, органов государственной противопожар­ной службы, органов по контролю за оборотом наркоти­ческих средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обя­занностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предостав­лено служебное жилое помещение и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых на­ступила вследствие трудового увечья по вине работода­теля, инвалиды I или II групп, инвалидность которых на­ступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полу­ченных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

По данному вопросу с некоторыми коррективами мо­жет применяться следующая судебная практика. Соглас­но постановлению Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами жилищного законода­тельства» от 3 апреля 1987 г. № 2.выселение с предостав­лением другого жилого помещения производится и тог­да, когда в составе членов семьи уволившегося с работы нанимателя служебного жилого помещения имеются вы­шеперечисленные лица. Если разрешается вопрос о вы­селении семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, следует в соответствии с действующим законодательством относить к членам таких семей иждивенцев погибшего или про­павшего без вести, которым в связи с этим выплачивает­ся пенсия; родителей; супруга, не вступившего в другой брак, независимо от получения им пенсии; детей, не име­ющих своей семьи или хотя и имеющих свою семью, но ставших инвалидами до достижения совершеннолетия, а также имеющих свои семьи детей, оба родителя которых погибли или пропали без вести.

При рассмотрении дел о выселении из служебных жилых помещении необходимо выяснить, не обладают ли ответчики льготой, предусмотренной ст. 103 ЖК РФ.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением из служебного жилого помещения другое жилое помеще­ние должно находиться в черте данного населенного пункта (ч. 3 ст. 103 ЖК РФ). ЖК РФ в отличие от ЖК РСФСР не устанавливает правило, что такое жилое по­мещение должно отвечать санитарным и техническим требованиям.

Первоисточник: журнал "Военное право".

http://trof-av.narod.ru

В начало текста   На стараницу "Для военнослужащих"

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100