НЕ ДО КОНЦА!!!!
В.В. Гореликов, помощник начальника 518-ой Центральной авиационно-технической базы ВВС по правовой работе, старший лейтенант юстиции
Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. были внесены существенные изменения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», в том числе в ст. 15 данного Закона, вступившие в силу с 1 января 2005 г. Так, в ранее действовавшей редакции ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривалось: «Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жильте помещения (выделено автором) по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба».
Пункт 1 ст. 15 вышеназванного Закона в новой редакции установил, что: «Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилете помещения (выделено автором) по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права па дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или, общежития (выделено автором). При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях».
Таким образом, если ранее государство устанавливало гарантию на предоставление военнослужащим в трехмесячный срок со дня прибытия на новое место военной службы жилых помещений для постоянного проживания, то с 1 января 2005 г. в этот срок военнослужащим должны быть предоставлены только служебные жилые помещения, т. е. помещения для временного проживания.
Прежде чем перейти к рассмотрению непосредственно вопроса о предоставлении служебных жилых! помещений, необходимо уточнить, что является жилым помещением. Статья 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) дает исчерпывающий перечень помещений, относящихся к жилым. Так, к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть! жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. При I этом жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Предоставление служебных жилых помещений осуществляется по правилам ст. 104 ЖК РФ, которой определено, что служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры. Важным представляется то, что ЖК РФ (в отличие от ранее действовавшего ЖК РСФСР) сформулировал данное положение в императивной норме (так, ст. 101 ЖК| РСФСР 1983 г. предполагала возможность предоставления служебного жилого помещения и не в виде отдельной квартиры).
Согласно ч. 3 ст. 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном ломе, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. При этом под помещениями вспомогательного характера (по мнению автора) следует понимать кухни, санузлы, ванные комнаты, внутренние тамбуры и т. д.
Таким образом, ст. 104 ЖК РФ ограничивает право органов военного управления предоставлять в качестве служебного жилого помещения комнату в коммунальной квартире или часть квартиры. Но не менее важным (по мнению автора) является следующее положение: военнослужащим, заключившим контракт после 1 января 1998 г., должны предоставляться именно служебные жилые помещения в виде отдельной квартиры, а не жилое помещение в общежитии. Статья 92 ЖК РФ определяет, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях и т.д. Жилые помещения специализированного жилищного фонда (к которым и относятся вышеуказанные категории жилья) предоставляются отдельным категориям граждан, которые определены законодательством и могут устанавливаться органами государственной власти России, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Так, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» определяет категории граждан-военнослужащих, которым предоставляются специализированные жилые помещения. Исходя из смысла норм данного Закона военнослужащим могут предоставляться как общежития, так и служебные жилые помещения, однако именно в этой части имеются существенные противоречия.
Так, п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливает: «Военнослужащим -гражданам, проходящим военную службу по контракту, II совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения (выделено автором) по пор-мам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В то же время: «Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального ��бразования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития (выделено автором). При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях».
Таким образом, можно обоснованно полагать, что военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования) могут предоставляться и общежития (на первые пять лет военной службы), а военнослужащим, заключившим контракт после 1 января 1998 г., должны предоставляться только служебные жилые помещения в виде отдельной квартиры. Кроме того, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает категории военнослужащих, которые обеспечиваются служебными жилыми помещениями па весь срок военной службы:
- военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;
- офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;
- прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами Российской Федерации, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей.
Помимо этого, служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует не без оснований утверждать, что тс категории военнослужащих, которые имеют право на предоставление служебных жилых помещений, и совместно проживающие с ними члены их семей должны проживать в служебных жилых помещениях, предоставленных им в виде отдельной квартиры.
Однако пп. 3. 4 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливают несколько иное:
«3. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития (выделено автором)...
4. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим - гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу пли бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития (выделено автором). В случае отсутствия указанных жилых помещений командир воинской части действует в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи».
На взгляд автора, имеются противоречия между п. 3 и п. 4 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 1 той же статьи. Однако по юридической силе данные нормы равны и по сложившейся практике, в том числе в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. № 80, военнослужащим предоставляются общежития.
Тем не менее как в п. 3, так и в п. 4 ст. 15 вышеназванного Закона четко определены категории военнослужащих, которым должны предоставляться либо служебные жилые помещения, либо жилые помещения в общежитиях. Это военнослужащие, прибывшие на новое место службы (п. 3), военнослужащие, имеющие в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющиеся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащие, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами ***************