На стараницу "Для военнослужащих"

http://trof-av.narod.ru

К вопросу аренды жилых помещений для военнослужащих (по материалам судебной практики)

Ю.Н. Туганов, судья Восточно-Сибирского окружного военного суда, кандидат юридических наук

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужа­щих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федераль­ными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их се­мей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития. В слу­чае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживаю­щих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых поме­щений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Рос­сийской Федерации1. В этом же пункте закреплено положение, согласно которому органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для вре­менного проживания военнослужащих и членов их семей.

Пункт 8 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Ми­нистра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. № 80 закреп­ляет аналогичные вышеприведенному закону положения об обязанности воин­ских частей арендовать жилье военнослужащим в указанных случаях.

Только при желании военнослужащего и отсутствии жилья ему предо­ставляется денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений.

Таким образом, вышеназванный Закон определил, что денежная ком­пенсация за поднаем жилого помещения может выплачиваться военнослу­жащему лишь в случае невозможности обеспечения его и членов семья служебным жилым помещением, общежитием для временного проживания или арендованным жильем и главное — при наличии желания (согласия) военнослужащего на это.

Как следует из судебной практики Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, «обязанность по подбору для военнослужащего жилого помещения и заключение на него договора аренды возложена на воинские части».

Так, капитан Б. заключил с командиром воинской части жилищный договор, согласно которому командир части гарантировал Б. предоставление в течение трех месяцев служебного жилого помещения. Поскольку это ус­ловие договора выполнено не было, Б. обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать командира части заключить предложенный им, Б., договор аренды комнаты по указанному им адресу, с ежемесячной арендной платой 7 200 руб.

Б-й гарнизонный военный суд, сославшись на п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», заявление Б. удовлетворил.

Отменяя данное решение, 4-й окружной суд указал, что в соответствии с названной правовой нормой при отсутствии служебных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужа­щих и совместно проживающих с ними членов их семей.

Однако данное положение не свидетельствует о том, что военнослужа­щий вправе сам выбирать себе жилое помещение, которое воинская часть должна для него арендовать. Обязанность подбора жилого помещения и заключения на него договора аренды возложена на воинские части.

Зачастую командиры воинских частей, сталкиваясь с отсутствием де­нежных средств на аренду жилья, отказывают в удовлетворении требований военнослужащих, в результате оказываясь виновными в нарушении прав и законных интересов своих подчиненных. Хотя чаще всего отказ вызван тем, что даже при формальном удовлетворении рапорта военнослужащего ко­мандиром воинской части препятствие возникнет на уровне КЭУ (КЭО) соответствующего военного округа.

Примером по разрешению указанного вопроса в судебном порядке мо­жет послужить решение Ч-го гарнизонного военного суда, отказавшего в удовлетворении требований военнослужащих И. и Я. о возложении на ко­мандира войсковой части обязанности по аренде жилого помещения, отме­ненное судебной коллегией по гражданским делам Восточно-Сибирского окружного военного суда3.

Так, И. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий коман­дира войсковой части, связанных с порядком предоставления жилого поме­щения, и просил обязать указанное должностное лицо обеспечить его (зая­вителя) и членов его семьи либо служебным жилым помещением или обще­житием, либо арендованным жилым помещением.

Ч-й гарнизонный военный суд требования И. удовлетворил частично, возложив на командира войсковой части обязанность предоставить И. и членам его семьи жилое помещение в соответствии с требованиями Феде­рального закона «О статусе военнослужащих».

Судебная коллегия по гражданским делам отменила данное решение по следующим основаниям.

Так, суд, правильно разрешив требования И. в части возложения на командира войсковой части обязанности предоставить заявителю и членам его семьи жилое помещение в соответствии с требованиями Федерального закона «О статусе военнослужащих», в то же время, отказав в удовлетворе­нии его остальных требований, нарушил нормы материального и процессу­ального права.

Отказывая в удовлетворении требований И., суд в решении сослался на п. 3 ст. 15 вышеназванного Закона, согласно которому до получения жилых помещений военнослужащим и членам их семей предоставляются служеб­ные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или обще­жития. В случае отсутствия жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и членов их семей или, по желанию военнослужащих, ежемесячно выплачивают им денежную ком­пенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, кото­рые определяются Правительством Российской Федерации.

При этом судом в решении было указано, что Правительство Российс­ко�� Федерации в соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федера­ции издало постановление от 26 июня 1995 г. № 604 о порядке и разме­рах выплаты военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, урегулировав тем самым данный вопрос.

Как следует из рапорта И., он просит командира части прекратить ему выплату денежной компенсации за поднаем жилья и обеспечить его и его семью жилым помещением (для постоянного или временного проживания) в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». При этом командиром части в аренде жилья И. отказано в связи с отсутствием порядка ее осуществления и финансирования. Также из имею­щихся на рапорте резолюций командира части и его заместителя по тылу следует, что помощнику командира по финансово-экономической работе дано указание о прекращении выплаты И. денежной компенсации за поднаем жилья, а также то, что согласно полученному воинской частью ответу из квартирно-эксплуатационной части она арендой жилья не занимается.

Таким образом суд, посчитав, что командиром войсковой части приняты все предусмотренные меры, для обеспечения выполнения требования ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужа­щих», отказал заявителю в удовлетворении остальных его требований ввиду отсутствия в части общежития и служебного жилья, а также в связи с отсутствием нормативной базы аренды жилья воинскими частями.

Отказывая в удовлетворении заявления И., суд исходил из изложенного, однако не учел при этом ряд обстоятельств, имеющих существенное значе­ние для правильного разрешения дела.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по кон­тракту, и членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 10 Федерального закона «О бюджетной классификации Рос­сийской Федерации» от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ (с последующими изменениями) утверждена бюджетная классификация. При этом ст. 11 дан­ного Закона обязанность по изданию указания о порядке применения бюд­жетной классификации Российской Федерации возложена на Министер­ство финансов Российской Федерации, приказом которого от 25 мая 1999 г. № Зон (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом указанного министерства от 28 декабря 2001 года) указанный порядок и утвержден.

Оплата аренды помещений, земли и другого имущества предусмотрена ст. экономической классификации 110700, подстатьей 110750 вышеназван­ного Указания.

Порядок аренды, форма и государственная регистрация договора арен­ды и другие вопросы, вытекающие из указанных правоотношений, установ­лены Гражданским кодексом Российской Федерации.

Кроме того, вопреки изложенному в решении, п. 59 Положения о квар­тирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии, введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 г. № 75, определен порядок аренды помещений для временного размещения воинс­ких частей. В этом случае договор на аренду помещений заключается воин­ской частью и утверждается начальником КЭУ военного округа. Договор и является для воинской части основанием для истребования денежных средств для размещения личного состава, к которому относятся и офицеры части.

Суд, сославшись при вынесении решения на п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и указав, что командиром части пред­приняты все меры для обеспечения заявителя жилым помещением, не учел требования вышеуказанных законов и нормативных правовых актов, а также положение п. 14 Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. № 9 о том, что ненадлежащее финансирование не является основа­нием для отказа в удовлетворении законных требований военнослужащих, неправильно применил и нарушил нормы материального права, поскольку командиром части не предприняты все надлежащие меры по обеспечению И. жилым помещением.

На основании изложенного решение было отменено, а материалы дела направлены на новое рассмотрение.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с п. 62 вышена­званного Положения паспортизация и учет арендуемых воинскими частями зданий и сооружений осуществляются в случае их аренды на срок свыше одного года. В указанном правовом акте отмечено, что аренда помещений оформляется договором, заключаемым воинской частью с арендодателем, в кото­ром указываются: характеристика и техническое состояние арендуемых помеще­ний и находящегося в них оборудования; обязанности сторон, платежи и расче­ты, а также ответственность сторон за выполнение обязательств по договору.

Учитывая изложенное, представляется правильным предложение, выска­занное в статье З.Х. Акчурина «Аренда жилых помещений для военнослу­жащих: правовые проблемы итг/ти их решения»6, о необходимости конкре­тизировать норму Федерального закона «О статусе военнослужащих» об аренде жилья для военнослужащих и совместно проживающих с ними чле­нов их семей на уровне постановления Правительства Российской Федера­ции, установив механизм аренды воинскими частями жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда.

Вместе с тем, подводя итог изложенному выше, необходимо отметить, что и имеющаяся законодательная и нормативная правовая база Российской Федерации достаточна для решения командованием частей и соединений вопроса об аренде жилых помещений для обеспечения ими военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей, в случае отсутствия возможности предоставить им служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.

------------------------------------------------------------------------------------------------

1  См. постановление Правительства Российской Федерации «О порядке оказа­ния безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выпла­ты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы» от 26 июня 1995 г. № 604.

2 Размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в настоящее время явно не соответствует фактическим ценам.

3  См. определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2002 г. № 1н-476/2001.

http://trof-av.narod.ru

В начало текста   На стараницу "Для военнослужащих"

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100