На стараницу "Для военнослужащих"

http://trof-av.narod.ru

Аренда квартир для военнослужащих

С. В. Никифоров,  лейтенант юстиции,   офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федераций (2003г.)

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибыв­шие на новое место службы военнослужащих, до получе­ния жилых помещений по нормам, установленным феде­ральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинс­ких частей. Указанным военнослужащим и членам их се­мей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временно­го проживания, или общежития.

В случае отсутствия пригодных для временного про­живания жилых помещений или общежитий воинские ча­сти арендуют их для обеспечения военнослужащих и со­вместно проживающих с ними членов их семей. Основ­ным документом, регулирующим отношения по аренде жилья, является договор аренды, заключаемый в письмен­ной форме.

По договору аренды жилых помещений (зданий) арендодатель передает арендатору жилое помещение без ограничения его размеров за договорную плату во времен­ное владение и (или) пользование для проживания граж­дан, а арендатор обязуется использовать его в соответствии с назначением и своевременно выполнять обязательства по договору.

Объектом договора аренды жилых помещений может быть изолированное жилое помещение, пригодное для проживания, в виде отдельной квартиры или комнаты, благоустроенное применительно к условиям конкретного населенного пункта и отвечающее санитарным техничес­ким нормам. В аренду могут быть переданы целиком жи­лой дом либо его часть.

Аренда жилого помещения для военнослужащего дол­жна осуществляться на основании договора между соб­ственником жилого помещения и воинским формирова­нием. В соответствии со ст. 650 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору арен­ды здания или сооружения арендодатель обязуется пере­дать во временное владение или во временное пользова­ние арендатору здание или сооружение.

Собственники жилищного фонда имеют право предо­ставлять гражданам, юридическим лицам квартиры или дома любой площади по договору аренды. Доли государ­ственного и муниципального жилищного фонда, предос­тавляемые по договору аренды, определяются Правитель­ством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок, сроки и условия аренды определяются дого-1 вором между арендатором и собственником либо уполномоченным собственником лицом (органом) арендодателем.

Оплата жилья и коммунальных, услуг по договору аренды устанавливается договором между арендатором и собственником либо уполномоченным собственником лицом (органом). В домах жилищного фонда, находящегося в собственности приватизированных организаций, оплата жилья и коммунальных услуг по договору аренды жилья работниками данных организаций, членами их семей, а также пенсионерами регулируется с учетом соответствующих коллективных договоров.

Регулирование оплаты жилья и коммунальных услуг по договору аренды в домах государственного и муниципального фондов осуществляется Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией.

Для того, чтобы иметь юридическую возможность осуществлять аренду жилья, воинская часть должна обладать гражданской правосубъектностью, т.е. быть юридическим лицом, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 671 ГК РФ юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе дога-» вора аренды или иного договора. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.

В соответствии с п. 59 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии СА и ВМФ, утвержденного приказом Министра обороны СССР 1977 г. № 75, аренда помещений для временного размещения воинских частей допускается в исключительных случаях с разрешения ГлавКЭУ (КЭО) военных округов. Договор на аренду помещений утверждается начальников КЭУ (КЭО) военного округа и является для воинской части основанием для истребования денежных средств на оплату аренды. Здания и сооружения, арендованные Министерством обороны Российской Федерации на срок свыше одного года, подлежат учету и паспортизации.

Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации учреждениями юстиции в Едином государственном реестре, за исключением случаев, когда иное предусмотрено законом (ст.ст. 131 и 164 ГК РФ). Порядок осуществления регистрации определен федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997г.№ 122-ФЗ.

Воинские части (за небольшим исключением) на се­годняшний день юридическими лицами не являются. Это связано с тем, что не все из них проходили процедуру государственной регистрации в территориальных органах Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в порядке, определяемом Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 8 августа 2001 г.№129-ФЗ и соответственно с 1 января 2003 г. (п. 3 ст. 26 Закона) не могут быть признаны юридическими лицами, т.е. при включении договора аренды командир такой воинской части может действовать лишь на основании доверенности, выданной начальником вышестоящего органа военного управления - юридического лица (вплоть до Министерства обороны Российской Федерации).

Следует заметить, что до настоящего времени данная форма обеспечения военнослужащих практически не дей­ствует, и основной причиной этого можно назвать, конеч­но, отсутствие нормативно установленного механизма ее реализации. Несомненно, что для воинской части намно­го проще выплатить компенсацию за наем (поднаем) жи­лого помещения, чем арендовать его.

Однако необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство: получение компенсации военнослужащим зависит от его волеизъявления, а для воинской части арен­довать жилое помещение является обязанностью. Таким образом, военнослужащий может подать рапорт на имя командира воинской части с просьбой арендовать для него и члено�� его семьи (только тех, которые будут с ним про­живать) жилое помещение:

 Командиру воинской части________________

 РАПОРТ

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» прошу Вас арендовать для меня, _____________________           _____________________, и членов моей семьи жилое помещение.

Совместно со мной будут проживать: _____________________________________________________.

К рапорту прилагаются:

I. Справка о составе семьи (с указанием степени родства, фамилии, имени, отчества);

Должность____________________________

Воинское звание______________________

Подпись______________________________

Дата

В случае если командир воинской части откажет в удов­летворении просьбы военнослужащего или в течение од­ного месяца не даст ответа, исполнения данной нормы можно будет добиться в судебном порядке.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации военнослужащий, оспаривающий решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинс­кой части, подает заявление в военный суд.

 В________________гарнизонный военный суд

от_____________________,

проживающего по адресу: ________________

Заинтересованное лицо: командир воинской части 00000______

_______________________________________________

(воинское звание, Ф.И.О.)

адрес:__________________________________

 ЗАЯВЛЕНИЕ

об оспаривании решения (бездействия) командира воинской части

 Я____________________, прохожу службу в должности______________ в воинской части 00000 с ________________. До настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

Мною был подан рапорт командиру воинской части 00000 с просьбой арендовать для меня и моей семьи жилое помещение, но решением командира воинской части (№ ______ от_________) мне было отказано в его удовлетворении (или в течение более чем месяца мне не был дан ответ на мой рапорт).

С указанным решением я не согласен, так как нарушается мое право (бездействие командира воинской частит нару­шает мое право), предусмотренное п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

ПРОШУ:

решение командира воинской части об отказе в удовлетворении моего рапорта признать не законным и обязать его арендовать для меня и моей семьи жилое помещение.

Приложения:

1. Рапорт на имя командира воинской части (копия рапорта с входящим номером).

2. Квитанция об уплате государственной пошлины.

3. Копия заявления.

Дата Подпись

 

Однако даже положительный исход дела не гаранти­рует военнослужащему быстрого решения рассматривае­мой проблемы.

В п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнос­лужащих» указано, что органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих и членов их семей. Но на практике данное «содействие» осуществляется при нали­чии определенных взаимоотношений между главой орга­на местного самоуправления и командованием части, к тому же по устной договоренности.

Положительных результатов можно достичь только в том случае, если «содействие» будут оказывать вышесто­ящие органы военного управления, а не командиры воин­ских частей.

Для воплощения данной нормы в жизнь Министерству обороны Российской Федерации стоит обратить внимание па опыт некоторых других федеральных органов испол­нительной власти, в которых законодательством предус­мотрена военная служба.

Так, федеральные органы исполнительной власти зак­лючают соглашения с администрацией города (в качестве примера можно взять один из «проблемных» с жильем городов - Москву), которое подписывается руководителем ФОИВ и мором г. Москвы. В одном из пунктов указывает­ся, что администрация города берет на себя обязательство «в оказании содействия ФОИВ в формировании фонда служебного (арендного) жилья».

На основании данного соглашения издается постанов­ление правительства г. Москвы о передаче жилой площа­ди федеральным органам исполнительной власти по до­говору аренды в определенном объеме.

В соответствии с постановлением правительства г. Москвы «Об упорядочении организации управления жи­лищным фондом в г. Москве» от 16 февраля 1993 г. № 142 органом, уполномоченным заключать договора аренды жилых домов, находящихся в собственности г Москвы, являются Департамент муниципального жилья (Департа­мент жилищной политики и жилищного фонда либо его окружные комитеты. При заключении договоров аренды Департамент жилищной политики и жилищного фонда действует через своего поверенного - муниципальное унитарное предприятие «Московский городской Центр арен­дного жилья». Данная организация осуществляет подбор жилой площади и оформление распоряжений правительства г. Москвы о передаче жилой площади ФОИВ, который в свою очередь, представляет пакет документов (учредительные документы; свидетельство о государственной регистрации юридического лица; банковские реквизиты; доверенность на имя командира части, уполномоченного заключить договор аренды) на заседание городской комиссии, действующей на основании Положения, утвержденного распоряжением первого заместителя премьера правительства г. Москвы от 24 января 1995 г. № 63-РЗП.

При вынесении положительного решения заключается договор аренды, который вступает в силу после его регистрации в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы.

Затем заключаются договора с эксплуатационным организациями (ДЕЗ, РЭУ) по эксплуатации данной жилой площади (договоры об оплате коммунальных услуг и услуг по техническому обслуживанию). Фактическая передача жилого помещения по Договору аренды осуществляется на основании акта передачи жилого помещения.

Плата за аренду жилого помещения производится по тарифам, определенным постановлением правительствам Москвы «Об утверждении ставок арендной платы за наем (коммерческий) жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы» от 31 декабря 2002 г. № 1068-ПП.

Следует заметить, что ставка арендной платы составляет от 1 руб. 80 коп. за 1 кв. м. и выше в зависимос��и от коэффициентов:

1)  для жилых помещений без одного и более видов удобств или с одноточечной газовой колонкой - 0,95;

2) для жилых помещений, расположенных, в пределах третьего транспортного кольца, - 2,0;

3)  для отдельных квартир, имеющих изолирование комнаты, - 1,2;

4) для жилых помещений, имеющих высоту потов 2,8 м и более,- 1,2;

5) для жилых помещений, имеющих балкон или лоджию,-1,2.;

6) для жилых помещении, расположенных над организациями торговли, общественного питания, аркой, - 0,8;

7) для бюджетных и приравненных к ним организаций – 2.0

8) для прочих организаций (коммерческих) - 8,0.

При наличии нескольких условий коэффициенты перемножают.

Кроме того, Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с постановлением правительства г. Москвы от 1 июля 1997 г. № 492 может заключить договор аренды с правом выкупа жилых помещений, находящихся в собственности г. Москвы и предназначенных для продажи.

Аренда с правом выкупа жилых помещений представляет собой основанное на договоре срочное возмездное владение и пользование жилыми помещениями, а также распоряжение ими после внесения полной выкупной сто­имости и оформления права собственности на них в соот­ветствии с действующим законодательством.

Договор аренды с правом выкупа заключается, как правило, на 5 лет.

По истечении срока договора и внесении всей выкуп­ной стоимости жилое помещение оформляется в собственность.

В договоре аренды с правом выкупа выкупная стоимость жилого помещения на момент заключения договора выражается в конкретной сумме, равной фактической стоимости строительства по данным, устанавливаемым уполномоченным государственным органом с учетом места расположения и технических характеристик дома и жилого помещения.

Окончательная выкупная стоимость жилого помеще­ния определяется исходя из действительной стоимости строительства одного квадратного метра общей площади на момент окончания срока действия договора аренды с правом выкупа.

В соответствии с указанием Главного управления во­енного бюджета и финансирования Министерства оборо­ны Российской Федерации «О выплате военнослужащим и членам их семей денежной компенсации за наем (под­наем) жилых помещений» от 20 декабря 2000 г. № 180/24/ 525 при проживании военнослужащих в жилых помеще­ниях, арендуемых воинскими частями, учреждениями и организациями, военнослужащими за счет личных средств, с учетом предоставленных льгот, арендатору установлен­ным порядком оплачивается стоимость общей площади занимаемых ими жилых помещений и коммунальных ус­луг. В этих случаях данным военнослужащим денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений не вып­лачивается.

Из вышеизложенного видно, что арендная плата для Министерства обороны Российской Федерации будет не намного выше, чем выплата компенсаций за наем (подна­ем) жилого помещения. Оплачивать же коммунальные ус­луги будут уже сами военнослужащие, которые будут про­живать в арендованных жилых помещениях.

2003г.

http://trof-av.narod.ru

В начало текста   На стараницу "Для военнослужащих"

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100