На стараницу "Для военнослужащих"

http://trof-av.narod.ru

Отказ военнослужащих, не обеспеченных жилыми помещениями, от получения компенсации за их наем (поднаем) в порядке и размерах, определяемых правительством российской федерации, как способ возмещения этих расходов в полном объеме (о правовых последствиях отказа от получения компенсации за поднаем жилых помещений) (2007г.)

А.С. Зорин, адъюнкт кафедры конституционного (государственного) и международного права Военного университета, капитан юстиции

Признание права военнослужащих и членов их семей на достаточный жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния, неотъемлемым компонентом которого является жилье, рассматривается в качестве международного обязательства Российской Федерации на основании ст. 25 Всеобщей декларации прав человека1 и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах2. А на уровне национального законодательства эти отношения в общем виде регулируются ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Военнослужащие и члены их семей обладают особым правовым статусом и являются гражданами, которым в силу указанной конституционной нормы государством предоставляются жилые помещения. Незыблемость этого права закреплена в качестве государственной гарантии ч.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, и оно должно реализовываться в порядке, предусмотренном в приказе Министра обороны Российской Федерации «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 15 февраля 2000 г. № 80.

Однако в процессе реализации указываемых военно-правовых отношений выяснилось, что наличие надлежащей юридической регламентации жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации вовсе не означает безусловного, точного и единообразного выполнения государством взятых на себя обязательств. Подтверждением этому служат многочисленные попытки научно-практического осмысления способов преодоления сложившегося в армии жилищного кризиса3.

Настоящая публикация не ставит целью исследование уровня и причин необеспеченности военнослужащих жилыми помещениями за счет государства. В ней на основе сложившейся правоприменительной практики автор предлагает новый способ реализации гарантии военнослужащих на обеспечение жилищем посредством обращения в органы судебной власти России с требованием о возмещении вреда, причиненного ненадлежащим выполнением условий контракта о прохождении военной службы со стороны Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае отсутствия жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан Российской Федерации ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. При этом, как отмечает З.Х. Акчурин, «закрепление в законе обязанности воинских частей арендовать помещения военнослужащим по сей день фактически остается бездейственным положением, не имеющим под собой ни надлежащей финансовой, ни организационной основы, поскольку, предусмотрев весьма важное положение об аренде жилых помещений в рассматриваемом случае, законодатель не определил порядок осуществления такой аренды, в связи с чем обязать командование соответствующей воинской части арендовать жилое помещение военнослужащий может разве что в судебном порядке, да и то судебное решение, скорее всего, останется неисполненным»4.

Остается другой путь - самостоятельный наем жилого помещения и получение денежной компенсации. Механизм правового регулирования выплаты указанной компенсации закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» от 31 декабря 2004 г. № 909 и приказе Министра обороны Российской Федерации «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909» от 16 июня 2005 г. № 235.

Из юридических норм вышеупомянутых документов усматривается, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем: в городах Москве и Санкт-Петербурге - 1 500 руб.; в других городах и районных центрах - 1 200 руб.; в прочих населенных пунктах - 900 руб. Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 %, если совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают 3 и более членов семьи или если семья военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, или гражданина, уволенного с военной службы, вставшего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибшего (умершего) после увольнения с военной службы, состоит из 4 и более человек.

Согласно экспертным оценкам размеры денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, определенные Правительством Российской Федерации, явно не соответствуют реальным рыночным ценам в сфере оказания услуг по аренде жилых помещений. Так, только по состоянию на конец 2004 г. поднаем двухкомнатной квартиры в Подмосковье обходился в 9 тыс. руб., в Курске - 3,5 тыс., в Нижнем Новгороде - 4 тыс. руб5. Однако спустя два года по состоянию на начало 2007 г. эти суммы увеличились вдвое, тогда как размер компенсации остался неизменным.

Следует отметить, что политика уменьшения уровня социальной защищенности военнослужащих и членов их семей просматривается не только в жилищных вопросах. Своеобразное совершенствование законодательства о статусе военнослужащих со знаком «-» видится и при обеспечении их продовольственным и вещевым довольствием. «Удобная» правовая конструкция по регулированию компенсации жилищных расходов военнослужащих стала выстраиваться органами государственной власти по следующему принципу. Законодатель, действуя в пределах своей компетенции, делегирует полномочия по определению порядка и размера выплаты Правительству Российской Федерации, которое, также действуя в пределах уже предоставленных полномочий, без какого-либо экономического обоснования и конкретной привязки к формированию рыночных цен, безапелляционно определяет конкретную, явно заниженную сумму, чем создает надлежащие условия для невозможности применить материальные санкции со стороны военнослужащих и членов их семей в случае нарушения их права на обеспечение жилыми помещениями.

Проследить указанную негативную тенденцию можно на основании ретроспективного анализа законодательства и судебной практики, связанной с вопросами выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим.

Так, из определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16 января 1996 г. № Зн-407/95 следует, что офицер Ш. в 1992 г. прибыл в часть для прохождения военной службы, но жилой площадью он и члены его семьи по месту службы обеспечены не были.

В январе 1995 г. Ш. заключил с гражданином П. договор поднайма двухкомнатной квартиры, в соответствии с которым выплачивал последнему 400 тыс. руб. ежемесячно.

В связи с отказом командования части выплачивать Ш. денежную компенсацию за поднаем жилого помещения в размере, оговоренном в договоре поднайма жилья, он обратился с жалобой в военный суд с просьбой признать действия командования незаконными и обязать выплатить ему денежную компенсацию в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (редакция 1993 г.).

Суд отказал Ш. в удовлетворении его требований, мотивируя свое решение тем, что заявитель и члены его семьи получают компенсацию за наем квартиры в размере 6 минимальных размеров оплаты труда в месяц, т. е. в количестве, предусмотренном в приказе Министра обороны Российской Федерации «О размерах денежной компенсации военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений» от 1 октября 1994 г. № 331.

Военный суд округа, оставив решение суда первой инстанции без изменения, в своем определении указал, что в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» порядок и размер выделения средств федерального бюджета для обеспечения военнослужащих жильем определяется Правительством Российской Федерации. В связи с этим был принят соответствующий нормативный акт, объявленный в приказе Министра обороны Российской Федерации № 331, а поэтому действия командования части не противоречат требованиям законодательства.

В протесте председателя Военной коллегии предлагалось отменить указанные выше судебные решения по следующим основаниям.

Согласно требованиям п. 3 ст. 15 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» до получе ния жилых помещений, указывалось в протесте, военнослужащим предоставляются пригодные для временного проживания жилые помещения или общежития, а в случае отсутствия таковых воинские части обязаны арендовать их для обеспечения военнослужащих и членов их семей или по желанию военнослужащих выплачивать денежную компенсацию за наем (полна ем) жилых помещений в размерах, оговоренных дого вором найма (поднайма) жилья.

Закон Российской Федерации «О статусе военнослу жащих» введен в действие в полном объеме с 1 января 1993 г., и с этого момента военнослужащие получил право пользоваться всеми предусмотренными данным Законом льготами и правами, в том числе и предусмотренными в п. 3 ст. 15.

Содержащееся в приказе Министра обороны Российской Федерации № 331 указание о выплате военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений не более 4 установленных законом минимальных размеров оплаты труда в месяц < увеличением этой компенсации на 50 % при проживи нии с военнослужащим 3 и более членов семьи противоречит Закону и ущемляет предусмотренные им права военнослужащих.

Названный приказ Министра обороны Российской Федерации, как подзаконный акт, не должен противоречить Закону. Согласно ст. 120 Конституции Российской Федерации при установлении несоответствия акта государственного органа закону суд принимает решения в соответствии с законом.

Военная коллегия согласилась с доводами протеста, отменила состоявшиеся решения судов и приняла новое решение - обязала командование выплатить Ш. денежную компенсацию за поднаем жилого помещения в размере, оговоренном в договоре поднайма жилья, с момента заключения этого договора.

Сделав соответствующие выводы, в 1998 г. органы законодательной власти России применили такую юридическую технику, согласно которой формулы рынка недвижимости перестали играть роль в определении размера компенсации за наем жилых помещений для военнослужащих, а им на смену пришли императивные указания Правительства Российской Федерации об установлении фиксированного (явно заниженного) размера указанной компенсации: в городах Москве и Санкт-Петербурге - до 500 руб.; в других городах и районных центрах - 400 руб.; в прочих населенных пунктах - 300 руб.6 В редакции абз. 2 ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» ранее действовавшее (1993 г.) словосочетание «или по желанию военнослужащих выплачивать денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размерах, оговоренных договором найм& (поднайма) жилья (выделено автором - А.3.)» было заменено на «или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации (выделено автором - А.3.)», чем было ухудшено правовое положение военнослужащих, не обеспеченных жилыми помещениями.

После подобной замены пересмотрели свою позицию и органы судебной власти. Так, согласно решению Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2000 г. № ВКПИ 00-74 было рассмотрено гражданское дело по жалобам М. и Мр. на постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 604 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. № 700), утвердившего Положение о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, оспаривающих пп. 4, 7 и 8 указанного Положения, и утверждающих, что они не соответствуют требованиям ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и нарушают их права на жилище, гарантированные Конституцией Российской Федерации, другими федеральными законами.

М. утверждал, что размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, установленный вышеназванным Положением, является заниженным и нарушает его право, закрепленное п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Суд признал утверждения М. о несоответствии пп. 7 и 8 указанного положения ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» несостоятельными, поскольку в п. 14 ст. 15 названного Федерального закона определено, что порядок и размеры денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений устанавливаются Правительством Российской Федерации. В свою очередь, Правительство Российской Федерации, действуя на основании вышеназванной нормы Закона и в пределах компетенции, определенной Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ, обоснованно установило размеры такой компенсации по договору найма (поднайма) жилого помещения. Такой порядок и механизм установленной компенсации нисколько не ограничивает ее размер и соответственно не противоречит требованиям ст. 15 вышеназ��анного Закона. В удовлетворении требований заявителя было отказано.

Таким образом, был «отрезан» еще один путь к использованию эффективного средства правовой защиты военнослужащих, не обеспеченных жилыми помещениями. Возвращаясь к основной мысли настоящей статьи, следует предложить новый, хотя на первый взгляд и парадоксальный, путь решения жилищной проблемы военнослужащих: отказаться от получения компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, определенных Правительством

Российской Федерации, для того чтобы возместить эти расходы в полном объеме.

Отсутствие у воинской части жилого помещения, пригодного для проживания военнослужащего и членов его семьи, и наличие желанияна получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, являются главными критериями для реализации государственной гарантии на предоставление жилья в указанной форме. Несоблюдение хотя бы одного из этих критериев влечет невозможность выполнения правовой нормы абз. 2 ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части выплаты компенсации, при этом органы военного управления не освобождаются от реализации функции государства по принятию мер, направленных на создание условий жизни и деятельности военнослужащих и членов их семей, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе, определенных ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Однако «в настоящее время сложилась порочная практика, когда командиры и начальники в нарушение требований закона совершенно устранились от решения вопросов обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей в случае, когда у воинских частей нет свободных служебных жилых помещений или общежитий. В результате все заботы по поиску жилья и его найму (поднайму) ложатся исключительно на самих военнослужащих, которые вынуждены не только искать себе жилье, но и из собственного кармана оплачивать все связанные с этим расходы»7.

По мнению автора, для защиты жилищных прав военнослужащих в части возмещения убытков, причиненных бездействием воинских должностных лиц, связанным с не обеспечением своих подчиненных и членов их семей жилыми помещениями, можно применить следующий алгоритм действий8.

Во-первых, военнослужащий должен обратиться с рапортом по команде с просьбой о предоставлении жилья именно в натуральной форме или с требованием об аренде для него такового9. Наряду с этим в данном рапорте он должен однозначно выразить свой отказ от получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, сославшись на абз. 2 ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и указав в качестве причины отказа невозможность самостоятельного найма жилого помещения в пределах лимитируемой суммы денежных средств. В качестве подтверждения этого юридически значимого обстоятельства рекомендуется приобщить к рапорту копии газет, журналов с ценами на подобные услуги, справки из риэлторских агентств или другие доказательства с учетом специфики рынка недвижимости конкретного региона России.

С учетом того, что в соответствии с пп. 25 и 132 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. № 170, рапорт военнослужащего является одним из видов служебного документа, который подлежит регистрации в журнале учета служебных документов воинской части, после принятия отрицательного решения командиром воинской части (непринятия такового вообще, принятия решения не по существу заявленных требований) военнослужащему необходимо написать заявление с просьбой о предоставлении ему возможности ознакомления с документами, непосредственно затрагивающими его права, указав номер и дату регистрации рапорта в соответствующем журнале10. Прежде всего, необходимо получить копию самого решения командира воинской части, справку о не обеспечении жилым помещением, а также копию поданного военнослужащим рапорта с резолюциями должностных лиц части.

Во-вторых, потребуется документально оформить факт коммерческого найма жилого помещения для себя и членов своей семьи, а также понесенные расходы в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

По договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомо-ченное им лицо (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (ч. 1 ст. 671 ГК РФ). Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме" (ст. 674 ГК РФ). Размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения. В случае если в соответствии с законом установлен максимальный размер платы за жилое помещение, плата, установленная в договоре, не должна превышать этот размер (ст. 682 ГК РФ).

Если сравнивать указание о максимальном размере платы по договору коммерческого найма жилого помещения с размерами денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, то они имеют разную правовую природу: «плата» не идентична «компенсации». Причем предельное ограничение размера платы по договору найма допускается только на основании договора либо закона. А постановление Правительства Российской Федерации «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» от 31 декабря 2004 г. № 909 является подзаконным актом.

Договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий 5 лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на 5 лет (ч. 1 ст. 684 ГК РФ). Договор должен содержать все существенные условия, под которыми понимаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ч. 1 ст. 432 ГК РФ)12.

В описании предмета договора целесообразно отразить положение о том, что наем производится в виде исключения, в связи с невыполнением органами военного управления государственной гарантии по предоставлению военнослужащему и членам его семьи жилья, а в разделе «особые условия» - возможность его расторжения в случае «внезапной» реализации данной гарантии. Составление договора рекомендуется поручить специалисту, а лучше всего произвести его нотариальное заверение, оплата которого также может быть отнесена судом к необходимым расходам, понесенным военнослужащим для восстановления нарушенного права.

Подтверждение произведенной оплаты по возмездному договору коммерческого найма жилого помещения производится на основании расписок13, составляемых в зависимости от цены договора, а также порядка и сроков расчетов по нему, по окончании каждого обусловленного периода.

В-третьих, военнослужащий должен оспорить в судебном порядке действие, а, скорее всего, бездействие командования, связанное с не предоставлением ему и членам его семьи жилого помещения в течение срока, предусмотренного ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ). В соответствии с этой нормой гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Начало течения данного срока будет производиться с момента получения решения об отказе в предоставлении жилого помещения или ознакомления военнослужащего с ним под роспись. Пропуск 3-месячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О статусе военнослужащих» неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров могут быть обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными но��мативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. Судопроизводство по делам с участием военнослужащих, проходящих военную службу на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с федеральными законами, а военнослужащих, проходящих военную службу за пределами территории Российской Федерации, кроме того, с учетом общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Рассмотрение вышеназванного заявления в соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ, предусматривающей, что военным судам подсудны гражданские дела по искам и жалобам о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, будет производиться по месту дислокации воинской части соответствующим военным судом.

Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд.

Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета) документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации, то указанный орган исполнительной власти рекомендуется привлекать к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета заявления, на основании ст. 43 ГПК РФ.

После обращения военнослужащего в военный суд командование части, вероятнее всего, частично признает требования военнослужащего и предложит ему получить денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. А военный суд может воспользоваться положениями ч. 3 ст. 247 ГПК РФ, предусматривающей, что в случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст.ст. 131 и 132 ГПК РФ.

Подобное определение суда об оставлении заявления без движения в связи с необходимостью оформления искового заявления повлечет для военнослужащего два последствия:

1) обязанность уплатить государственную пошлину, рассчитываемую от цены иска'4, а не государственную пошлину, оплачиваемую в размере 100 руб. при подаче заявления об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц;

2) с командования воинской части будет снята «презумпция вины», закрепленная ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и предусматривающая, что обязанности по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов, должностных лиц, государственных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В стратегическом плане защита жилищных прав военнослужащих в порядке искового производства, по нашему мнению, менее эффективна, чем при производстве по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих. Поэтому если такое определение будет вынесено военным судом, его рекомендуется оспорить в порядке подачи частной жалобы (ч. 3 ст. 136, ст.ст. 371 - 375 ГПК РФ).

Основным доводом о неправомерности оспариваемого определения должно выступать его противоречие положению п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 1ч февраля лла» г. л° у, предусматривающему что нормы ГПК РФ об оспаривании действий (бездействия) органов военного управления применяются, когда требования военнослужащих, в том числе имущественного характера, непосредственно вытекают из административно-правовых отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. В тех случаях, когда обжалуемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами не в порядке осуществления административно-властных полномочий, а в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Определившись с процедурой судопроизводства, военнослужащему, право которого на обеспечение за счет государства жилыми помещениями было нарушено, еще предстоит правильно обосновать и отстоять свою позицию. Он должен будет доказать, что факт нарушения его жилищных прав действительно имел место, почему нанятые им «апартаменты» стоят гораздо дороже, чем определило Правительство Российской Федерации, а самое главное - почему государство обязано ему за это заплатить. Ниже мы предлагаем авторскую версию отдельных доводов военнослужащего, которые могут лечь в основу его заявления об оспаривании решения или бездействия командира воинской части, связанного с отказом в реализации государственной гарантии по обеспечению подчиненного жилым помещением.

1. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее 3-месячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь (абз. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан Российской Федерации ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации (абз. 2 ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Далее указывается фактологическая основа, т. е. время прибытия военнослужащего на новое место военной службы, его волеизъявление на получение жилого помещения именно в натуральной форме и отказ от получения компенсации, решение управомоченных лиц части по данному вопросу.

В качестве доказательств вышеупомянутых обстоятельств могут выступать: контракт о прохождении военной службы, приказ о зачислении в списки воинской части, принятии дел и должности, копия рапорта о необходимости обеспечения военнослужащего и членов семьи жилым помещением с приложением документов о невозможности произвести его наем в пределах определенной Правительством Российской Федерации суммы денежных средств, справка о не обеспечении жилым помещением, копия решения жилищной комиссии и др.

Таким образом, обосновыва��тся и подтверждаются доводы военнослужащего:

- о наличии у него и членов его семьи права на обеспечение жилым помещением в качестве государственной гарантии, выполняемой командованием воинской части;

- об осуществлении им волеизъявления на реализацию данного права с учетом конкретной натуральной формы;

- о факте нарушения права военнослужащего на обеспечение жилым помещением со стороны командования определенной воинской части, находящейся в юрисдикции военного суда, рассматривающего гражданское дело; раскрывается, в чем выразилось это нарушение, кем и когда нарушено право военнослужащего, т. е. какие решения, действия (бездействие) он оспаривает.

2. В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданинуили юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Предваряя дискуссию о невозможности применения гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой (ч. 3 ст. 2 ГК РФ), следует указать на позицию, выраженную по данной проблеме Конституционным Судом Российской Федерации. Так, в определениях Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Большевик» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3. статьи 2 и пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации» от 19 апреля 2001 г. № 99-О и «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ОАО «Боткинский молочный завод» и граждан Одноралова В.В., Панкина А.Я. и Халикова Ф.Ф. на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации» от 7 февраля 2002 г. № ЗО-О говорится следующее.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст. 53 право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями соответствующих государственных (в том числе налоговых) органов или их должностных лиц, не конкретизирует при этом порядок, условия и размер возмещения причиненного вреда и не предоставляет заинтересованным лицам право выбора конкретных форм такого возмещения. Эти вопросы урегулированы другими законодательными актами, на основании которых разрешаются соответствующие споры.

Так, согласно ст. 1082 ГК РФ, устанавливающей способы возмещения вреда (в том числе вреда, причиненного государственными органами, а также их должностными лицами), суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки, под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

На основании ч. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере

Кроме того, в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. № 9 указано, что при присуждении ко взысканию в пользу военнослужащего своевременно не выданного ему денежного и иного довольствия, а также других выплат суд в случае признания жалобы обоснованной в соответствии с законом должен восстановить нарушенные права заявителя в полном объеме.

Поскольку жилищное обеспечение военнослужащих является одним из видов их материального довольствия, имеющего безусловный, обязательный и срочный характер, то с момента нарушения имущественного права на основании п. 6 ч. 1 ст. 8, ст.ст. 16, 1064, 1069 ГК РФ возникают гражданские права, подлежащие судебной защите.

Таким образом, обосновываются доводы военнослужащего о наличии у него права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их

должностных лиц, связанными с отказом в реализации государственной гарантии по обеспечению его и членов семьи жилым помещением, которое подлежит восстановлению в полном объеме.

3. Далее подлежит обоснованию и доказыванию размер вреда, причиненного нарушением права военнослужащего на обеспечение жилыми помещениями.

В гражданском праве (ч. 2 ст. 15 ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Расходы, которые военнослужащий, чье право нарушено, произвел - общая сумма денежных средств, уплаченная им по договору коммерческого найма жилого помещения до момента вынесения судебного решения. Доказывается договором, расписками, свидетельскими показаниями наймодателя, членов семьи нанимателя.

Расходы, которые военнослужащий, чье право нарушено, должен будет произвести для восстановления нарушенного права - разница сумм денежных средств между общей ценой договора и произведенными расходами. Доказывается договором.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, должностного лица, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В связи с этим после обоснования своей позиции военнослужащему потребуется сформулировать требования по защите нарушенных прав, основные способы которой перечислены в ст. 12 ГК РФ. По мнению автора, рекомендуется просить суд о взыскании в пользу военнослужащего всей суммы убытков, измеряемой ценой договора, либо о взыскании уже понесенных расходов и обяза-нии командира воинской части осуществлять оплату данного договора в натуре согласно порядку и срокам расчетов по нему.

При этом военнослужащий не сможет заявить требование об имущественной компенсации морального вреда, причиненного нарушением его жилищных прав, поскольку согласно ст. 151 ГК РФ компенсации подлежит моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Моральный вред, связанный с нарушением имущественных прав граждан, подлежит компенсации только при наличии специального указания об этом в законе.

В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. № 9 говорится следующее. Судам следует иметь в виду, что в законодательстве Россииской Федерации не содержится указаний о возможности компенсации морального вреда, причиненного военнослужащим нарушением их имущественных прав. Поэтому в тех случаях, когда военнослужащие оспаривают в суде действия должностных лиц, причинившие им только имущественный вред (невыплата денежного довольствия, компенсаций, невыдача различных видов довольствия и т. п.), компенсация морального вреда не производится.

Таков основной замысел «сражения» военнослужащих за защиту своих нарушенных жилищных прав. Остается надеяться, что военные суды в данном случае станут на сторону военнослужащих и помогут в восстановлении их права на жилище, а федеральный

законодатель не поторопится применить новую «юридическую архитектонику» в целях исключения слов «по желанию военнослужащих» из абз. 2 ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В противном случае судьба жилищного довольствия военнослужащих рискует повторить судьбу продовольственного (выбор формы, его размер и порядок - уже давно не выбор), обеспечение которым в размере 20 руб. в сутки (!) признано надлежащим выполнением условий контракта со стороны государства. При этом количество военнослужащих, выполняющих свои обязанности по принципу: «Если государство думает, что оно нам платит, пусть думает, что мы ему служим», может значительно увеличиться.

1 Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.

2 Пакт ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. № 4812-УШ. Вступил в силу для России с 3 января 1976 г.

3 См., например: Митюрич Д.А. Аренда жилья для военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2001. № 2; Акчурин З.Х. Аренда жилых помещений для военнослужащих: правовые проблемы и пути их решения //Там же. 2004. № 1; Гяврилова Ю.О. Аренда жилья для военнослужащих. Проблемы реализации // Там же. 2005. № 4; Никифоров С.В. Аренда квартир для военнослужащих // Там же. 2003. № 4; Туганов Ю.Н. К вопросу аренды жилых помещений для военнослужащих (по материалам судебной практики) // Там же. 2005. № у.

4 Акчурин З.Х. Указ соч.

5 Бабакип А. «Поле чудес» для бесквартирных военных // Независимое военное обозрение. 2004. 17 сентября.

6 См.: постановление Правительства Российской Федерации «О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы» от 26 июня 1995 г. № 604, постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 604» от 21 сентября 2000 г. № 700 и постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления размеров стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат» от 21 декабря 2000 г. № 999.

7 Гаврилова Ю.О. Указ. соч.

8 Настоящий алгоритм действий не может быть использован военнослужащими, которые после окончания ВВУЗа были распределены по месту жительства до поступления на обучение. В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые 5 лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу. Более подробно см. определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2002 г. № 1н-476/200) по делу капитана Б.

9 Примерная форма рапорта приводится в приложении 1 к настоящей статье.

10 Примерная форма заявления-требования приводится в приложении 2 к настоящей статье.

11 Примерная форма договора коммерческого найма жилого помещения между физическими лицами приводится на компакт-диске «Электронное периодическое издание «Военное право». Выпуск 5. 2006 г.» и будет представлена на компакт-диске «Электронное периодическое издание «Военное право». Выпуск 6. 2007 г.».

12 Основные требования, предъявляемые к договору коммерческого найма (поднайма) жилого помещения для военнослужащих, см.: Акчурин З.Х. Порядок найма (поднайма) жилого помещения, или как по новому законодательству военнослужащему снять квартиру // Право в Вооруженных Силах. 2005. № 12.

13 Примерная форма расписки о надлежащем выполнении условий договора приводится в приложении 3 к настоящей статье.

14 В соответствии с ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 10 000 руб. - 4 процента цены иска, но не менее 200 руб.; от 10 001 руб. до 50000 руб. - 400 руб. плюс 3 % суммы, превышающей 10 000 руб.; от 50001 руб. до 100000 руб. - 1 600 руб. плюс 2 % суммы, превышающей 50 000 руб.; от 100 001 руб. до 500 000 руб. - 2 600 руб, плюс 1 % суммы, превышающей 100 000 руб.; свыше 500 000 руб. - 6 600 руб. плюс 0,5 % суммы, превышающей 500 000 руб., но не более 20 000 руб.

 

 

Приложение 1

Примерная форма рапорта военнослужащего об обеспечении жилым помещением и отказе от получения компенсации за его наем (поднаем) в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации

Командиру войсковой части 00000

Рапорт

В соответствии с ч. 1, абз. 2 ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ прошу Вашего ходатайства перед вышестоящим командованием о предоставлении мне (воинская должность, воинское звание, Ф.И.О.) служебного жилого помещения (или общежития) либо аренде жилого помещения для меня и членов моей семьи в г. Энске, в порядке и сроки, которые предусмотрены федеральными законами.

Ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации (абз. 2 ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», постановление Правительства Российской Федерации «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» от 31 декабря 2004 г. № 909) прошу не выплачивать в связи с большой разницей между ней и фактически сложившимися на момент обращения ценами на рынке коммерческой недвижимости в г. Энске, что подтверждается прилагаемыми документами.

В Вооруженных Силах Российской Федерации с « »__________200__г. За время службы в воинской части

00000 с «___»__________200__г. жилой площадью не обеспечивался.

Состав семьи: (отношение родства, Ф.И.О., год рождения).

Приложения:

1. Копия контракта о прохождении военной службы на 2 л.

2. Копия приказа командира воинской части 00000 о принятии дел и должности на 1 л.

3. Карточка учета жилых помещений на 4 л.

4. Справка о сдаче жилого помещения по прежнему месту службы на 1 л.

5. Справка о составе семьи на 1 л.

6. Документы о рыночных ценах на услуги коммерческого найма жилых помещений в г. Энске на 5 л.

КОМАНДИР _ БАТАЛЬОНА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ 00000 майор

А. Алмазов

«_ »__________200__г.

 

http://trof-av.narod.ru

В начало текста   На стараницу "Для военнослужащих"

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100