На стараницу "Для военнослужащих"

http://trof-av.narod.ru

Особенности предоставления военнослужащим служебных жилых помещений и их правовой режим (2006 г.)

 В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) служебные жилые помещения отнесены к объектам специализированного жилищного фонда. Служебные жилые помещения предназначены для проживания отдельных (указанных в законах и иных нормативных актах) категорий граждан в связи с характером их трудовых отношений, прохождением службы, назначением на государственную долж­ность либо в связи с избранием на выборные должности в органы государ­ственной власти или органы местного самоуправления ( ст. 93 ЖК РФ).

Законодательством Российской Федерации установлено, что служебные жилые помещения могут предоставляться лишь четко определенным катего­риям военнослужащих, указанным в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих".

На первые пять лет военной службы предоставляются служебные жи­лые помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, заключившим контракт о про­хождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования). При этом указанное жилье предоставляется и совместно проживающим с воен­нослужащими членам их семей. Лишь по истечении первых пяти лет воен­ной службы указанные военнослужащие имеют право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма.

Как следует из п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, в случаях полу­чения служебного жилого помещения по установленным нормам военнослу­жащие, относящиеся к рассматриваемой категории, должны сниматься с уче­та нуждающихся в получении жилых помещений. В последние годы эти нормы устанавливались самостоятельно субъектами Российской Федерации и составляли в среднем от 9 до 12 кв. м жилой площади.

В проекте нового Жилищного кодекса Российской Федерации предпо­лагалось установить на федеральном уровне' минимальный размер нормы предоставления жилого помещения не менее 15 кв. м общей площади жило­го помещения на одного человека. Заметим, что такого рода предложение даже было принято Государственной Думой в первом чтении, однако, прини­мая окончательный вариант ЖК РФ, законодатель от этого положения отказался, предоставив органам местного самоуправления самостоятельно устанавливать такого рода размеры, исходя из достигнутого в муниципаль­ном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предостав­ляемыми по договору социального найма, и других значимых факторов.

Представляется, что снятие с учета нуждающихся в получении жилых помещений тех военнослужащих, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1998 г. и были по установленным нормам обеспечены служебными квартирами, должно осуществляться без одновре­менного перевода занимаемых ими служебных квартир из специализиро­ванного жилищного фонда в жилищный фонд социального использования. В противном случае будет нарушен принцип очередности предоставления жилых помещений по договорам социального найма, установленный ст. 57 ЖК РФ. Заметим, что механизм перевода служебного жилья военнослужа­щих в неслужебное действующим законодательством не урегулирован.

На весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями следующие категории военнослужащих:

1)  военнослужащие, назначенные на воинские должности после оконча­ния военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1 января 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;

2)  офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;

3)  прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами Российской Федерации, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;

4)  военнослужащие — граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, проживающие в закрытых военных городках.

Указанный перечень является исчерпывающим, следовательно, право на получение служебного жилья распространяется далеко не на всех военно­служащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Не вправе претендовать на получение служебных квартир от Мини­стерства обороны Российской Федерации:

1) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (они раз­мещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов в казармах, а матросы и старшины также размещаются на кораблях), кроме офицеров;

2)  курсанты и слушатели военных образовательных учреждений профес­сионального образования, не имеющие офицерских званий (в зависимости от года обучения и службы, а также семейного положения они размещаются в казармах, общежитиях либо вне расположения военных учебных заведений);

3) граждане, уволенные с военной службы и пребывающие в запасе или в отставке (они обеспечиваются постоянным жильем либо с их согласия жилищными сертификатами);

4)  военнослужащие — иностранные граждане (они на весь срок воен­ной службы размещаются в общежитиях);

5)  военнослужащие, обеспеченные постоянным жильем по месту про­хождения военной службы или в других близлежащих населенных пунктах;

6)  военнослужащие, имеющие офицерское звание, повторно поступив­шие на военную службу и заключившие новый (т. е. не первый) контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г. (они вправе претен­довать только на получение жилых помещений для постоянного проживания при условии, что продолжительность их военной службы после заключения первого контракта о прохождении военной службы или после окончания военного учебного заведения составляет не менее пяти лет)16.

В соответствии с п. 2 ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к служебному осуществляется на основании решения органа, осуществляюще­го управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии с подп. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации отнесено управление и распоряжение жи­лищным фондом, закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации.

К сожалению, до настоящего времени Министерство обороны Российс­кой Федерации не приняло нормативного правового акта, определяющего, какие должностные лица вправе принимать такие решения.

Порядок и сроки предоставления военнослужащим служебного жилья. Государство гарантирует военнослужащим — гражданам Российской Феде­рации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставление служебных жилых помещений не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы.

В.Е. Фортушин отмечает, что ранее действовавший ЖК РСФСР (ст. 33) устанавливал общее правило, предусматривавшее предоставление жилых помещений (в том числе служебных) гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности. В действующем ЖК РФ отсутствуют подобные универсалии17.

В п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» ука­зывается на фактически внеочередной порядок предоставления служебных жилых помещений военнослужащим — не позднее трехмесячного срока со дня их прибытия на новое место военной службы. Безусловно, что эта норма без создания достаточного фонда служебного жилья будет носить чисто декларативный характер, однако в силу ее наличия любое подзаконное регу­лирование очередности предоставления служебного жилья военнослужащим будет являться по своей сути незаконным.

Ранее служебные жилые помещения должны были предоставляться военнослужащим в населенных пунктах, в которых располагались их воинс­кие части. Однако в сложившихся условиях дефицита жилых помещений уже не представляется возможным обеспечить всех военнослужащих слу­жебными жилыми помещениями в населенных пунктах по месту их военной службы. В этой связи правовое регулирование порядка обеспечения военнослужащих жилыми помещениями претерпело некоторые изменения. Так, Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 71-ФЗ абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнен нормой о том, что при отсутствии возможности предоставить военнослужащим и членам их семей служебные жилые помещения в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, им может предоставляться жилье в других близлежащих населенных пунктах. При этом законодатель не определил, насколько близлежащими должны быть эти населенные пункты: граничащи­ми с местом службы, находящимися в пределах определенной километровой зоны или расположенными в пределах одного субъекта Федерации.

ЖК РФ сохранено действовавшее ранее правило о том, что под слу­жебные жилые помещения выделяются отдельные квартиры (ст. 104 ЖК РФ). Однако в отличие от прежнего законодательства ЖК РФ сформули­ровал данное положение в императивной норме (ЖК РСФСР 1983 г. в ст.  101 допускал исключения из указанного правила).

Для служебных жилых помещений установлен ограничительный право­вой режим, связанный с особым порядком их предоставления, а также осо­бым порядком совершения операций с ними.

ЖК РФ закрепляет норму о том, что служебные жилые помещения предоставляются не любым гражданам, а исключительно тем, которые не обеспечены жильем в данном населенном пункте (ч. 2 ст. 99). Это правило в полной мере относится к военнослужащим. Также предоставление слу­жебных жилых помещений военнослужащим связано с выполнением ими функций военной службы. Это означает, что служебное жилое помещение предоставляется военнослужащим только на срок военной службы. Отсюда следует, что как только военнослужащий прекращает свою военную службу, он должен освободить служебное жилое помещение. На практике же в связи с трудностями обеспечения постоянными жилыми помещениями воен­нослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, многие из граждан, уволенных с военной службы с правом на получение постоянного жилья, годами удерживают предоставленные им ранее служебные квартиры.

Служебные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, наем. Это объясняется строго целевым назначением указанных по­мещений. Поэтому названные сделки не могут быть совершены даже при условии, что наймодатель дал на это свое согласие: в таком случае будут нару­шены императивные нормы закона, что влечет недействительность сделок по правилам ст.ст. 166—168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Для договора найма служебных жилых помещений ЖК РФ преду­сматривает только письменную форму (ч. 7 ст. 100), нотариальная форма в указанных случаях не требуется. Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится в личном деле военнослужащего, а другой — у военнослужащего.

Условия и порядок заключения договоров найма военнослужащими служебных жилых помещений конкретизированы Положением об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Ми­нистерством обороны Российской Федерации или иным федеральным орга­ном исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. № 487.

Указанное Положение предусматривает, что договор найма жилого по­мещения, в том числе и служебного, заключается на следующие сроки:

1) для военнослужащих — граждан Российской Федерации — на срок действия контракта о прохождении военной службы;

2) для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с ука­зом Президента Российской Федерации, — до окончания военной службы по призыву.

Договор прекращает свое действие при окончании срока действия кон­тракта о прохождении военной службы военнослужащими, а для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Рос­сийской Федерации, — при их увольнении с военной службы по призыву.

Договор найма служебного жилого помещения досрочно расторгается в следующих случаях:

1) досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имею­щих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными меро­приятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более;

2)  обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениям для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3)  в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Например: по соглашению сторон; по инициативе военнослужа­щего; по инициативе командования (только в судебном порядке — ч. 3 ст.  101 ЖК РФ).

В случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освобо­дить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определя­емом жилищным законодательством и жилищным договором.

При досрочно�� расторжении или прекращении жилищного договора кадровый орган воинской части производит об этом соответствующую за­пись в обоих экземплярах с указанием даты и причины расторжения дого­вора. Подпись начальника кадрового органа воинской части заверяется гер­бовой печатью воинской части.

Сведения о предоставляемых военнослужащим и совместно проживаю­щим с ними членам их семей служебных жилых помещениях отражаются в учетных документах жилищно-эксплуатационных организаций (частей).

ЖК РФ не содержит положений об изменении договора найма слу­жебного жилого помещения. Однако это не означает, что такой договор не может быть изменен. В ст.ст. 450—453 ГК РФ установлены общие правила об изменении любых гражданско-правовых договоров, которые могут быть применены и к любому договору найма специализированного жилого помещения.

Выселение из служебных жилых помещений регулирует ст. 103 ЖК РФ, которая предусматривает возможность выселения из специализирован­ных жилых помещений:

а)  без предоставления другого жилого помещения;

б)  с предоставлением другого жилого помещения.

Только с предоставлением другого жилого помещения в черте данного населенного пункта из служебных жилых помещений могут быть выселены:

— члены семей военнослужащих, должностных лиц, сотрудников орга­нов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психо­тропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязаннос­тей военной службы или служебных обязанностей;

—  пенсионеры по старости;

—  члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

—  инвалиды 1 или II групп, инвалидность которых наступила вслед­ствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инва­лидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослу­жащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вслед­ствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Заметим, что гражданам, выселяемым из служебных жилых помещений в соответствии со ст. 103 ЖК РФ, должно быть предоставлено жилое помещение, которое может и не быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта.

Перечень категорий граждан, которым предоставляется другое жилое помещение при выселении из служебных жилых помещений, в ЖК РФ существенно сокращен по сравнению с ЖК РСФСР 1983 года.

В него не включены, например, такие категории граждан:

—  участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;

— лица, проработавшие в организации — наймодателе более 10 лет (в том числе и военнослужащие);

— одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми и другие лица, которые прежде не могли быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.

Таким образом, ЖК РФ существенно расширил круг лиц, которые мо­гут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.

Вместе с тем следует обратить внимание на ст. 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ, устанавливающую, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введе­ния в действие ЖК РФ (т. е. до 1 марта 2005 г.), не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых поме­щений, если их выселение ранее не допускалось ЖК РСФСР 1983 г.

Перевод служебных жилых помещений в неслужебные и их приватиза­ция. Как уже указывалось ранее, в соответствии с п. 2 ст. 92 ЖК РФ и подо. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации относится ис­ключение служебного жилого помещения из специализированного жилого фонда. Однако механизм принятия таких решений нормативно не закреплен.

В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебны­ми жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности воен­ной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по дости­жении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при об­щей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения. Однако действующее военное законода­тельство и ведомственные нормативные правовые акты не указывают, могут ли передаваться в собственность увольняемым военнослужащим занимае­мые ими служебные жилые помещения.

Заметим, что право приватизации служебного жилого помещения весь­ма противоречиво. Так, в соответствии со ст. 4 Закона Российской Феде­рации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. № 1541-1 служебные жилые помещения не подлежат прива­тизации, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяй­ственных предприятий, к ним приравненных.

Вместе с тем та же статья Закона дает возможность собственникам жилищного фонда или уполномоченным ими органам, а также предприятиям, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждениям, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственника принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

 

В связи с вышесказанным представляется, что приватизация служебных жилых помещений, занимаемых военнослужащими, все же возможна, если иное не установлено законодательством субъектов Российской Федерации. Однако поскольку с 1 января 2007 г. Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» прекращает свое действие, с этого времени приватизация служебного жилья производиться уже не будет.

-------------------------------------------------------------------------------------------

1 См.: Интервью начальника Управления по реализации жилищных программ Минобороны генерал-майора М. Бековицкого // Красная звезда. 2005. 7 апреля.

http://trof-av.narod.ru

В начало текста   На стараницу "Для военнослужащих"

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100